Семейство Говардов во всей красе.
Это моя вторая по любимости семья политиков(пальму первенства пока удерживают Тааффе, ибо Эдуард Тааффе был далеко не единственным и даже не самым выдающимся политиком в этой семье). Дальше будет краткий перечень Говардов в кино и литературе.
1)Герцог Томас Говард ( «Еще одна из рода Болейн»).
Про эпоху Генриха Восьмого(точнее про его жен) фильмов снято много, но нигде мне такой удачный Норфолк не попадался.
Расчетлив и хладнокровен так, что дальше некуда. По манере поведения здорово на Тааффе смахивает, с той лишь разницей, что никто ему порулить не дал. Хотя короля тоже можно понять: реформатор из герцога при всем желании не получится, он исключительно царедворец. Умный, ловкий, гибкий, только мне почему-то кажется, что у людей такого типа лучше получается добиваться власти, чем ее потом использовать.
В сериале «Тюдоры» Томас Говард тоже хороший, но совершенно меркнет на фоне значительно более яркого отца Анны.
Вообще интересно наблюдать, как показаны их отношения в двух фильмах. В «Еще одной из рода Болейн» Норфолк затмевает Болейна и характером и волей и тот не смеет возразить влиятельному родичу, герцог умело будит амбиции Анны и ее отца, его приезд навсегда меняет судьбу этой семьи. Единственная , кто может быть для него достойным противником и отстоять свое мнение и право самой решать свою судьбу- это племянница Анна. В сериале герцог тоже интригует и планирует, но при этом намеренно держится в тени, первую скрипку играет сам Болейн- старший, именно он принимает решение подсунуть своих дочерей королю, тогда как в фильме весь план-дело рук Говарда, а сам отец красавиц ничего не решает и в присутствии авторитарного герцога обычно помалкивает и со всем соглашается…
И еще один Томас Говард из книги Бертрис Смолл «Вспомни меня, любовь»(роман хоть и любовный, но политики там много). Чтобы не быть голословной приведу здесь одну сцену условно названную «Дядя облагодетельствовал дорогую племянницу Кэтрин Говард».По доброте душевной, как же иначе. Говарды они все любящие и внимательные(особенно если племянницы молодые и красивые):
«…- А хотелось бы тебе, дитя мое, никогда больше не беспокоиться о том,
достаточно ли у тебя платьев? - спросил в ответ ее дядюшка. - Хотелось бы тебе иметь любые красивые наряды и драгоценности, какие только можно представить?
Голубые глаза девушки удивленно расширились.
- Не понимаю вас, дядя, - пролепетала она.
- Я задумал выдать тебя замуж, Кэтрин. Но прежде всего ты должна
поклясться мне, что ни с кем, понимаешь, ни с кем, в том числе с твоей подругой Ниссой, не будешь обсуждать то, что я скажу тебе. Обещаешь мне? - Его холодные глаза,
казалось, сверлили ее.
Кэтрин уверенно кивнула, ее возбуждение нарастало с каждой секундой -
ведь Томас Говард был почти так же могуществен, как сам король.
- Я надеюсь на тебя, Кэтрин, - сказал герцог. - Это должно остаться между
нами, в строжайшем секрете. Если ты выдашь его, это может стоить тебе головы. Понимаешь меня? - Он не сводил с девушки взгляда.
Ее хорошенький ротик округлился от изумления, но затем она уверила:
- Я сделаю все так, как вы скажете, дядя, и никто не будет знать о нашей
беседе. Что это за брак вы мне предлагаете?
- А как бы ты отнеслась к тому, чтобы стать королевой Англии, Кэтрин? -
спросил он ее в лоб. - Подумай, девочка! Королевой!
- Значит, я должна стать женой короля? - медленно проговорила Кэтрин
Говард. - Но у него уже есть жена. Как же это может быть, дядя?
- Леди Анна скоро уже не будет королевой, - сообщил племяннице Томас
Говард и, заметив на лице девушки ужас, поспешил успокоить:
- Ничего плохого с ней не сделают, клянусь тебе, просто король собирается
аннулировать брак. Ты ведь знаешь, да и все знают, что он так и не решился фактически осуществить брачный союз с этой женщиной. Но Англии нужны новые законные наследники, а королю - молодая жена, которая сможет родить их. Он поглядывает на тебя, Кэтрин, с большой симпатией. Мне кажется, ты - та самая женщина, которая могла бы осчастливить его. А что ты об этом думаешь?
Она надолго задумалась, не в силах справиться со множеством нахлынувших
мыслей. Генрих Тюдор достаточно стар, чтобы быть ее отцом. Он тучен и непривлекателен, при одной мысли о его прикосновениях ей делается дурно, ведь она
утонченная натура и любит все красивое и изящное. От его больной ноги воняет
гноем, но... Но он - король Англии! А каковы ее шансы на удачное замужество? Она - одна из шестерых детей, старшая из трех дочерей, круглая сирота. Она полностью зависит от щедрости своего всемогущего родственника, а он известен своей скупостью и ни за что не даст за ней хорошего приданого. А никакой богач не женится на бесприданнице, какие бы там могучие связи она ни имела.
Монастырь? Нет, спасибо, это не выход. Что же остается? Она может стать чьей-то
любовницей или... Да есть ли у нее на самом деле выбор?
- Я боюсь, дядя, - честно призналась герцогу Кэтрин.
- Чего? - неприятно поразился он. - Ведь ты же - Говард, Кэтрин!
- Моя кузина Анна Болейн тоже была Говард, и ей отрубили голову. Король легко разочаровывается, и только королева Джейн устраивала его во всех отношениях. Не знаю только, долго бы это продолжалось, останься она в живых, или со временем и она бы ему надоела? Его величество был женат четыре раза. Одна из его жен умерла, с другой он развелся, третью казнил - и вот теперь хочет объявить брак с четвертой недействительным. Вы спрашиваете, хочу ли я иметь красивые платья и украшения? О, конечно, хочу, отвечаю я. Но долго ли смогу я наслаждаться ими, прежде, чем король не отыщет повода избавиться и от меня тоже, дядя? Вот чего я боюсь.
И тут Томас Говард сделал то, чего не делал почти никогда. Смягчив выражение лица, он обнял племянницу и привлек к себе:
- Если ты будешь вести себя в точности так, как я скажу, Кэтрин, то никогда не надоешь королю и он не захочет от тебя избавиться. Здесь многое поставлено на карту, дитя мое; речь не только о том, чтобы подыскать королю хорошую жену. Король, хотя он и католик по воспитанию, позволяет лютеранству все глубже и глубже распространяться по Англии. За этим, конечно, стоит архиепископ Кранмер. Мы должны прекратить это. Поэтому королю нужно найти жену, которая следовала бы старым традициям и которая... слушалась бы советов людей постарше и поумнее, чем она сама. Уже решено, Кэтрин, что ты подходишь для этой роли, и наша задача облегчается тем, что король выказывает тебе неприкрытое расположение! - Резким движением сбросив руки с ее худеньких плеч, герцог отстранил девушку от себя и потребовал:
- Еще раз спрашиваю тебя, племянница, хочешь ли ты быть королевой?
- Да, дядя, - тихо произнесла она то, что он хотел от нее услышать. А что
еще оставалось? Могущественные, властные мужчины вершили свои непонятные для нее дела, а она всего лишь беспомощная девушка…»
Чем меня еще порадовали герцоги в экранизациях, так это исторической достоверностью. На момент женитьбы короля на Анне Болейн Томасу Говарду было пятьдесят три(оба актера примерно на столько и смотрятся).
2) Томас Говард – внук из фильма «Елизавета»:
Прославился в основном тем, что собирался жениться на Марии Стюарт и вместе с ней взойти на английский трон. Трагически погиб на эшафоте весьма нестаром возрасте, а все потому, что дед забыл указать в завещании, чтобы потомки ни в какие заговоры не лезли, ибо Тюдоры сидят прочно и никогда не стеснялись срубить еще одну слишком уж высокородную голову. . Жаль, но политическое чутье по наследству, увы, не передается.